ПЛАЧ ИЕРЕМИИ О ФАУСТЕ ИЛИ 626 ПСАЛМОВ «КОСМОПОЛИСА АРХАИКИ»
Трудно быть Богом. Стругацкие фантазировали, а как в реалии не ослепнуть,
если на глазах высшая гармония поверяется в том числе алгеброй? Несколько
дней в Интернете наблюдается мессианское свечение, источник- петитный текст.
«КОСМОПОЛИС АРХАИКИ» отдарен автором городу и миру, сам он, похоже, обращая
взгляд в вечность, говорить ни с кем не желает. Не то время. Быть, уже
ведутся тихие беседы с Сократом, Иоанном Павлом 11, великие вправе выбирать
собеседников. Явно молчание для них органичней вербального рыночного
космополитизма. Весело сказать Александру Македонскому: «Отойди, ты
заслоняешь мне солнце». Но кто скажет, Да и некому теперь. Возможно,
античного роскошества столы уже расставлены и накрыты, где-нибудь между
Бахом и Шекспиром тихо садится автор Х. Он подал нам знак и пир грядёт.
«КОСМОПОЛИС АРХАИКИ» подарен человечеству, каждый волен спастись либо забыть
о бессмертии души. О нём (этом творении) говорят: вот духовный символ эпохи.
Наше время определило величие в факультет ненужных вещей. Творец реанимирует
абстракт духовидчества, кажется, он сделал невозможное. Великий Гэтсби
ожидал гостей в своём чудесном саду, а засим проплыл по волнам пруда в
литературную вечность. Автор «КОСМОПОЛИСА» гостей не дождался, да и кто бы
пришёл к нему. Ни Лиров, ни Бонопартов не сыскать, всюду мелкие, порою
прелестные внешне кириафские «продавцы». Мы ничего не знаем о создателе
эпопеи, но можем возвыситься до его трагических аркадий, тем самым хоть
как-то искупая прежнее молчание. Возможно, это миссия ляжет на потомков.
Певец потустороннего мира на современников вряд ли и рассчитывал. Его фигура
демонизируется и обожествляется. Зоилы вспоминают Андрея Тарковского Шнитке,
рассуждая об авторском мистическом минимализме. Действительно, все трое
более молчали, чем говорили. Однако сказали с избытком (по Рильке).
«КОСМОПОЛИС» вобрал в себя едва ли не всю мировую мистику, книга вместе с
тем библейски пророческая. Поздно плакать Иеремии и поздно искушать Фауста,
а псалмы «КОСМОПОЛИСА АРХАИКИ» выданы гостям ко требе.

ПОМАЗАНИЕ И ВЕЧЕРИИ ЦАРЯ ИРОДА
Нездешними цветаевскими вечерами в музодарном замке звучит орган.
Алмазные донны и мёртвые панночки из Малороссии слушают молча, кружатся в
странных танцах, веселия алчут и веселятся. За клавиатурой Гендель. Многие
тени великих бывают здесь, навещают монастырскую обитель. Покой и воля. А
что ещё нужно львиному сердцу и мёртвой душе? Да, ничего. Отзвучат фуги,
выйдут под сиреневый абажур изысканные чтецы, начнут удивлять псаломами
успенных прелестниц арамейских и диканчанок. О чём это я? В
«Жертвоприношении» такие слова срываются с губ обречённого героя, бытового
слушателя баховских кофейных кантат. Он повинен смерти. И все повинны. Так о
чём я?
Сложно определить, но возможно подсказать, где выход из тьмы
египетской. Прочёл на сайтах о «КОСМОПОЛИСЕ АРХАИКИ», нашёл книгу, начал
читать, признаюсь, без особого интереса. На том и попался. Это
действительно- мраморная ловушка, по крайней мере для ценителей русской
поэзии. Критика теперь обрела хлеб насущный на времена нынешние и присные,
пусть блещет метафорической риторикой, иным софистам в укор, пусть венских
риторов побеждает. Вообще, совсем нет желания каким-либо образом участвовать
в литературоведческом анализе структуры книги, впечатление столь сильное,
что, право, и неважно вовсе: как воспримут шедевр критика,
литературоведение, королевская рать теоретического сектора словесности. У
России появился выдающийся художник. Если автор «Космополиса архаики»
материален, он воистину велик. Нельзя написать подобный феноменальный текст
и не сгореть в бледном огне гениального Слова. Подлинное слово всегда огонь,
жертвенный и мистический, поскольку неясен дар творца, неясно, кто стоит за
ним, кто, либо что направляет духовную латентность в мир, принуждая мир к
приятию самого благодатного огня и последующих метаморфоз.
Конечно, мировая литература даёт многочисленные варианты, берите, кто
желает, благо, время отсеяло золотые зёрна избранничества от плевел
художественной рутины. Удивительно другое, обычно современники не балуют
современников, поди разбери- где великий Буонаротти сидит, а где
маскирующийся профан. «Космополис архаики» маски срывает, надевая на всех
одну- Маску Красной Смерти. Вот вам и маскарад, коль желали веселья.
Безусловен лейтмотив книги: мировое предательство бесконечно препарируется,
музыка обращается в «трупный» материал, потом вновь становится гармонией, но
совершившие грехопадение, девятикруговые адские предатели уже в узнаваемых
желтушных хламидах. Они идти на бал, в замки, монастыри, могут веселиться с
жертвами и сторонними, не могут одного только- быть прежними. Художник
выжигает клеймо, наперсник пироносного античного разврата виден издали, и уж
наше дело: радовать его неведением, потчевать золотистыми плодами со столов
(Саррот иль Павича), брезговать общением в случае бытийности
нонконформистов. «Космополис архаики» возносит читателя к небесам
обетованным, обещает потерянный мильтоновский рай, манит смертельным
цветовым поликолором, литургикой священной весны.
Непременный участник пиршеств нарицательный Ирод- царь, он был в
истории фигурой, в книге стал знаком. Все прощают всех, если равны, а
избранные в нашем пире лишь жалкие тени, посему- вечерейте с Иродом, кто
подобен чаловеку.
Святослав Рейнхарт

ФАВНЫ И АЛЕКСАНДР В ПОРТАЛАХ СЕРЕБРЯНОЙ ГОТИКИ
За время торжества советского литературного миссионерства читатель
приобрел стойкий иммунитет к духовному подлинному слову. Помню, в Публичке
приходилось стоять в интеллектуальной очереди за тем же Анненским,
единственное издание 50-х постоянно было на руках. Пришли иные времена.
Красная вечная строка из художественных раритетов нашей «прекрасной эпохи»
теперь не тризнится, вот она- бери, изучай, сравнивай. Колонтитулы книжных
изданий вынуждают порою читателей с советским стажем прищуриваться, как бы
вопрошая: это реальность, не сон ли?
И даже в этом цветении книжных красок и полутонов я был несказанно
поражен интернетовским изданием удивительной книги- «КОСМОПОЛИС АРХАИКИ».
Если это готика, как заявлено автором, то лучше такая готика. Чем иные
розовые муары, шифрующие воздушные пустоты. Друг, старинный ценитель
антикварных книжных раритетов, показал мне сайт, на котором книга и
размещена. Честно говоря, привык читать фолианты в стандартном печатном
типаже, однако чтение «Космополиса архаики» столь захватило, что перестал
как-то замечать неудобства. Что говорить, книга поразительная. Я люблю
поэзию Серебряного века, а здесь она в концентрированной форме преломлена.
Мандельштамовская серебристая мышь в углу шуршит, летает готическая
пурпурная моль, вообще странный мир создан, странный и реальный
одновременно- настолько, насколько реальным может быть литературный
космополис.
Замечу, книга удивительно театральна, даже кинематографична. Мне
почему-то вспоминается Бергман, хотя, я читал, автора сравнивают с
Тарковским. Впрочем, эти режиссеры близки по духу, характерно- одних актеров
снимали. А в «Космополисе» более всего поражают картины неземного свойства,
описание фантастических реалий. Явно видны творческие реминисценции и
аллюзии из Пушкина. Автор, порю внешне «порицая» Александра Сергеевича за
легковесность, чувствуется, восхищается им и возводит свой готический замок
на этическом фундаменте с пушкинским орнаментом. Непостижимым образом в
книге сочетаются традиции Золотого и Серебряного веков русской поэзии и
современная стилистика, напоминающая рисунком кинематографическую строфику.
И здесь же- адские и райские неземные пейзажи, напыщенные фавны, цесарки
эдемские, все это в порталах серебряной готики.
Уводит, уводит нас поэт в иные области. «Космополис архаики» не с чем
сравнить в современной литературе, да и в несовременной он, скорее, походит
на дивным образом сохраненный раритет неизвестных времен.
Рем
Александрович- Буарже